Назад
Заголовок
LaserSTUDIO работает под операционной системой Windows и управляет всеми устройствами лазерного комплекса по сети CAN. LaserSTUDIO предназначена для выполнения технологического процесса лазерной обработки путём создания рабочих траекторий и введения технологических параметров. Подробнее
Подробнее
Назад
LASER STUDIO
LaserSTUDIO работает под операционной системой Windows и управляет всеми устройствами лазерного комплекса по сети CAN. LaserSTUDIO предназначена для выполнения технологического процесса лазерной обработки путём создания рабочих траекторий и введения технологических параметров.
Подробнее
Назад
Контактные лица
Аджиаблаев Артур
Аджиаблаев Артур
Инженер по продаже оборудования
Кесарев Сергей
Кесарев Сергей
Менеджер по продажам
Макаров Виктор Николаевич
Макаров Виктор Николаевич
Руководитель отдела продаж
Сочеева Людмила
Сочеева Людмила
Менеджер по продажам комплектующих и услуг
Петухов Антон
Петухов Антон
Сервис-инженер
Захаров Анатолий
Захаров Анатолий
Сервис-инженер
Назад
Карта
Назад
LRS
Ручная лазерная сварка и наплавка для небольших производств
О модели
Сварка | Наплавка | Ручное | Стационарная
Назад
LRS AUTOMATIC
Автоматизированная лазерная обработка с использованием двухкоординатной системы позиционирования
О модели
Сварка | Наплавка | Резка | Автоматизированное | Стационарная
Назад
LRS AU
Лазерная установка с двумя рабочими местами: для ручной  и автоматизированной обработки
О модели
Сварка | Наплавка | Резка | Автоматизированное | Ручное | Стационарная
Назад
LRS PRO
Высокоточная лазерная обработка в 4х координатах
О модели
Сварка | Наплавка | Резка | Микрообработка | Автоматизированное | Стационарная
Назад
PORTAL S
Многофункциональный станок для лазерной обработки
О модели
Сварка | Наплавка | Резка | Автоматизированное | Стационарная
Назад
COMBOMAX
Трансформируемая установка для лазерной сварки, наплавки и ремонта пресс-форм
О модели
Сварка | Наплавка | Резка | Автоматизированное | Стационарная
Назад
HTF 50
Сварочная установка с волоконным выводом излучения
О модели
Сварка | Ручное | Мобильная
Назад
LRS 50
Компактная установка для ручной лазерной сварки
О модели
Сварка | Ручное | Стационарная
Назад
HTF MARK
Система для лазерной маркировки и гравировки
О модели
Микрообработка | Маркировка/Гравировка | 3D гравировка | Автоматизированное | Стационарная
Назад
PORTAL
Многофункциональная лазерная установка для обработки крупногабаритных деталей
О модели
Сварка | Наплавка | Резка | Автоматизированное | Стационарная
Назад
LightWELD
Компактная система ручной лазерной сварки
О модели
Сварка | Ручное | Мобильная
Назад
LightCLEAN
Компактная и высокопроизводительная система лазерной очистки
О модели
Очистка | Ручное | Мобильная
Назад
HTF CLEAN
Компактная система лазерной очистки поверхности
О модели
Очистка | Ручное | Мобильная
Назад
HTFMED
Биомедицинский лазерный комплекс для бесшовного восстановления дефектов мягких тканей
О модели
Ручное | Мобильная
Лазерная установка очищает от краски полноразмерный самолет
Назад
Статья Технология Обзор

Лазерная установка очищает от краски полноразмерный самолет

В насто­ящее время доми­ни­ру­ющим методом по удалению краски на военных и коммер­че­ских само­летах явля­ется хими­че­ская очистка, которая сопро­вож­да­ется рядом нега­тивных эффектов. Техно­логия лазерной очистки стано­вится надежной, эконо­мичной и эколо­гичной альтер­на­тивой.

Предпосылки.

Более 35-ти лет назад коман­до­вание тыла военно-воздушных сил Соеди­нённых Штатов Америки начало иссле­до­вание в области альтер­на­тивы для хими­че­ского и меха­ни­че­ского удаления краски с фюзе­ляжей военных само­летов. Пере­чень нега­тивных факторов, сопро­вож­да­ющих хими­че­скую очистку, вклю­чает:

  1. требование защиты чувствительных участков фюзеляжа перед применением растворителей;
  2. требование к защите персонала, работающего с реагентами;
  3. большой объем воды, необходимый для удаления растворителей с самолета;
  4. значительное увеличение объема опасных загрязнений;
  5. попадание шестивалентного хрома в отходы;
  6. воздействие химически опасных веществ на персонал;
  7. невозможность применения на крыльях в силу негативного химического воздействия;
  8. необходимость удаления масок, наносимых перед очисткой;
  9. стоимость фильтрации вредных отходов.

Меха­ни­че­ская песко­струйная очистка на чувстви­тельных элементах крыльев, сопро­вож­да­ется другим набором проблем, вклю­ча­ющих трав­ма­тизм для опера­тора, нега­тивное воздей­ствие шести­ва­лент­ного хрома, потен­ци­альная возмож­ность повре­ждения крыла лета­тель­ного аппа­рата, а также небольшое коли­че­ство квали­фи­ци­ро­ванных опера­торов.

Неуди­ви­тельно, что альтер­на­тиву этим методам искали на протя­жении многих лет. Уже в 1980 ВВС США зани­ма­лись изуче­нием Буду­щего в методах удаления краски с само­лётов [1], уделяя особое внимание техно­логии лазер­ного удаления краски. В конце 1980-х появ­ля­ется шквал работ, поддер­жи­ва­емых ВВС США, по подбору типа лазера и способу воздей­ствия для решения этой проблемы.

Сегодня, спустя три деся­ти­летия и много милли­онов долларов в научных иссле­до­ва­ниях, лазерное удаление краски стано­вится заслу­жи­ва­ющим доверия реше­нием для замены опасных, недру­же­ственных для окру­жа­ющей среды, хими­че­ских и меха­ни­че­ских методов очистки, доми­ни­ру­ющих в области удаления лако­кра­сочных покрытий с само­летов. И, что удиви­тельно, наибольшая иници­а­тива по лазерной очистке поверх­ности исходит от част­ного бизнеса.

Процесс лазерного удаления краски.

Удаление краски при помощи лазера обычно описы­ва­ется как процесс «абляции», но более точно он описы­ва­ется как «испа­рение» и следу­ющее с этим выжи­гание краски. Для предот­вра­щения терми­че­ского повре­ждения поверх­ности лета­тель­ного аппа­рата энергия лазер­ного излу­чения должна воздей­ство­вать в течение корот­кого времени, либо за счет подачи импульс­ного лазер­ного излу­чения, либо скани­ро­ва­нием лазер­ного излу­чения по окра­шенной поверх­ности. В любом случае, покры­ва­ющий слой краски нагре­ва­ется с после­ду­ющим испа­ре­нием, сопро­вож­да­емым горе­нием частиц, оторванных от поверх­ности и взаи­мо­дей­ству­ющих с кисло­родом в атмо­сфере. Нагрев от такого сгорания может оказаться в несколько раз выше, чем непо­сред­ственно от лазер­ного излу­чения, поэтому эффек­тивное удаление этого тепло­вого воздей­ствия имеет важное значение для безопас­ности процесса.

Все краски по-разному погло­щают лазерное излу­чение и так же отли­ча­ется воздей­ствие различных длин волн лазер­ного излу­чения на одну и ту же краску. На рисунке ниже пока­заны два вида взаи­мо­дей­ствия энергии лазер­ного излу­чения (твер­до­тельных - 1 мкм и CO2 – 10,6 мкм) при погло­щении краской. Если краска состоит из прозрачной смолы с темным пигментом, что харак­терно для серой военной краски, то излу­чение с длинной волны 1 мкм проходит сквозь нее, погло­щаясь темным пигментом. Этот процесс может быть очень эффек­тивен. Однако если краска белая, то частицы пигмента в меньшей степени погло­щают лазерное излу­чение, что приводит к падению произ­во­ди­тель­ности процесса. С другой стороны, излу­чение газо­вого лазера способно эффек­тивно удалять краски любых цветов , так как излу­чение погло­ща­ется в верхнем слое краски, не проходя через всю толщу. Эта особен­ность CO2 лазеров стано­вится важной при необ­хо­ди­мости удаления грунта – операции, довольно сложной для выпол­нения излу­че­нием с длинной волны 1 мкм.

shot_7.png
Поглощение лазерного излучения 1 мкм в толще краски (слева) против поглощения излучения 10,6 мкм в поверхностном слое (справа).

Эффек­тив­ность удаления краски изме­ря­ется в объеме удаленной краски к энергии излу­чения направ­лен­ного на ее удаление и опре­де­ля­ется единицей:

мм2/кВт⋅мин

Эта харак­те­ри­стика (наряду с мощно­стью лазера) чрез­вы­чайно важна для пони­мания произ­во­ди­тель­ности, тепловой нагрузки на деталь и себе­сто­и­мости процесса. Ниже приве­дены значения для различных типов лазеров при работе с различ­ными крас­ками.

shot_8.png
Эффективность удаления красок различными типами лазеров.

Работа с излучением.

При доставке лазер­ного излу­чения в зону обра­ботки суще­ствует ряд основных моментов. Первое требо­вание заклю­ча­ется в необ­хо­ди­мости доставки излу­чения с поверх­ности земли до скана­тора, распо­ло­жен­ного на конце робота-мани­пу­ля­тора, опери­ру­ю­щего по всей высоте само­лета. Подобную задачу по транс­пор­ти­ровке излу­чения наиболее просто решить при помощи воло­конной доставки. Тем не менее, большая часть само­летов окра­ши­ва­ется свет­лыми цветами, и очевидно, что процесс должен сохра­нять свою эффек­тив­ность и при работе с ними. Кроме того, воло­конные лазеры с моду­ля­цией на сего­дняшний день обла­дают меньшей мощно­стью, нежели CO2, лазеры доступные на рынке, а также не могут пере­да­вать излу­чение по длинным воло­конным кабелям.

Таким образом, 10,6 мкм CO2 лазер – это очевидный выбор. Но с другой стороны, пере­дача излу­чения на десятки метров ставит множе­ство требо­ваний, в том числе круговой поля­ри­зации, колли­мации излу­чения при прохож­дении больших отрезков, защиты каналов (от пыли и аэро­золей), подстройки поло­жения луча из-за коле­баний робота-мани­пу­ля­тора и его плат­формы.

К счастью, была разра­бо­тана и запа­тен­то­вана система авто­ма­ти­че­ского вырав­ни­вания пучка, позво­ля­ющая достав­лять излу­чение мощно­стью до 30 кВт через 12 зеркал к следу­ю­щему элементу – сканеру. Эта важная система была разра­бо­тана EWI в каче­стве альтер­на­тивы галь­ва­но­мет­ри­че­ским скана­торам, обла­да­ющим неко­то­рыми огра­ни­че­ниями. Срав­ни­тельным преиму­ще­ствами поли­гон­ного скана­тора явля­ются:

  1. возмож­ность работы с различ­ными длинами волн лазер­ного излу­чения мощно­стью до 30кВт;
  2. большей скоро­стью и равно­мер­но­стью пере­ме­щения луча;
  3. меньшей высотой факела и более эффек­тивным сжига­нием отходов;
  4. меньший нагрев зоны обра­ботки и лучшего обзора для контроля за процессом;
  5. воздушная заслонка, исклю­ча­ющая необ­хо­ди­мость исполь­зо­вания защит­ного стекла;
  6. наибольшие эффек­тив­ность и произ­во­ди­тель­ность из когда-либо анон­си­ро­ванных.

shot_9.png
Запатентованная система полигонного сканатора с подстройкой положения луча.

У поли­гон­ного скана­тора всего одна подвижная часть – полигон. Непо­движные зеркала имеют водяное охла­ждение, а сам полигон – воздушное. Типовые значения скорости скани­ро­вания 45 м/с, а последние модели обес­пе­чи­вают зону обра­ботки шириной в 300 мм. Скорость пере­ме­щения самой системы скани­ро­вания 100–200+ мм/с. Она осна­щена запа­тен­то­ванной системой наблю­дения, которая контро­ли­рует цвет и поло­жение поверх­ности перед обра­боткой, а также после нее. И наконец система удаления отходов для улуч­шения види­мости и предот­вра­щения загряз­нения окру­жа­ющей среды. Лазерная очистка от краски явля­ется един­ственным процессом, снижа­ющим объем опасных выбросов в окру­жа­ющую среду.

В процессе работы.

Несмотря на впечат­ление, которое созда­ется внутри, коммер­че­ские само­леты доста­точно велики. Длина Аэро­буса А380 состав­ляет 73 м при высоте в 24,1 м от земли, при этом площадь его окра­шенной поверх­ности состав­ляет около 4000 м2. Мани­пу­ли­ро­вание скани­ру­ющей системой и снятие краски на объекте такого размера требует от робота-мани­пу­ля­тора девяти степеней свободы отно­си­тельно любого поло­жения, а также еще две степени свободы для пере­ме­щения плат­формы с роботом по ангару, вокруг само­лета. Подобная задача явля­ется серьезным вызовом, учитывая, что робот и его осно­вание должны быть доста­точно боль­шими, чтобы дости­гать всех поверх­но­стей само­лета и при этом пере­во­зить на себе массивный 20–30 кВт лазер от TRUMPF.

lr-system.png
Мобильная установка LR Systems для удаления краски.

Мобильный робот для очистки поверх­ности оснащен множе­ством сенсоров, программных и меха­ни­че­ских систем, обес­пе­чи­ва­ющих работу и безопас­ность, а также выпол­нение множе­ства задач, таких как:

  1. пред­ва­ри­тельное програм­ми­ро­вание инфор­мации о поверх­ности само­лета;
  2. точное распо­ло­жение само­лета в ангаре;
  3. плат­форма для пере­ме­щения робота по ангару;
  4. системы безопас­ности персо­нала на подвижных осях мани­пу­ля­тора;
  5. контроль простран­ства для исклю­чения столк­но­вения робота с само­летом;
  6. профи­ле­метрия фюзе­ляжа;
  7. темпе­ра­турный режим фюзе­ляжа;
  8. контроль в реальном времени за пере­кры­тием и толщиной слоя краски;
  9. множе­ственные программные системы безопас­ности.

Задачи, стоящие перед программным обес­пе­че­нием, продик­то­ванные требо­ва­ниями безопас­ности, в допол­нение с контролем движения робота, лазера, сканера и систем подстройки луча – обес­ку­ра­жи­вают. К счастью, команда разра­бот­чиков в Юго-Западном научно-иссле­до­ва­тель­ском инсти­туте имела обширный опыт в разра­ботке и реали­зации круп­но­мас­штабных роботов-мани­пу­ля­торов для очистки само­летов песко­струй­ными уста­нов­ками.

Подводя итоги.

Лазерная очистка поверх­ности пред­ла­гает эконо­ми­чески эффек­тивную альтер­на­тиву опасным, эколо­ги­чески недру­же­любным методам очистки само­летов от краски. Система, описанная выше, затме­вает все преды­дущие усилия по эффек­тив­ности и возмож­но­стям обра­ботки широ­кого диапа­зона размеров воздушных судов. Также суще­ствует множе­ство других потен­ци­альных обла­стей приме­нения, таких как аэро­кос­ми­че­ская отрасль, транс­порт, кораб­ле­стро­ение и обще­ственная инфра­струк­тура.


Подготовлено по материалам:
Stan Ream – Laser system strips paint from full-size aircraft [ILS]


Вам также могут быть интересны эти темы
Три преимущества применения импульсной лазерной сварки при ремонте пресс-форм
Три преимущества применения импульсной лазерной сварки при ремонте пресс-форм

Утверждают, что по сравнению с TIG-сваркой импульсные лазеры обеспечивают большую производительность, сохраняя высокую твердость металла.

5 вещей, которые нужно знать о лазерной сварке аккумуляторных шин
5 вещей, которые нужно знать о лазерной сварке аккумуляторных шин

Изготовление безопасных аккумуляторов является важным этапом в процессе производства электромобилей. Правильное соединение элементов с шинами гарантирует соответствие соединений электрическим требованиям, которые критически важны для правильной работы, высокой производительности и надежности автомобиля. И самое главное, безопасность пассажиров.

Ремонт и восстановление пресс-форм с текстурированной поверхностью
Ремонт и восстановление пресс-форм с текстурированной поверхностью

Текстурирование поверхности — это технология, широко применяемая при изготовлении изделий из пластика. Имитируя различные материалы - кожу, древесину, ткань и другие, эта технология позволяет улучшить внешний вид изделий, а также повысить их практичность при эксплуатации по сравнению с гладкой или полированной поверхностью благодаря тому, что на таких поверхностях менее заметны различные дефекты, возникающие при эксплуатации. 

Лазерный станок
Найдите свой лазерный станок прямо сейчас
Воспользуйтесь нашим каталогом продукции, чтобы узнать, какое оборудование лучше всего подходит для вашей области применения!
Каталог